- В 2023 году Казахстан подошел к завершению основных политических реформ. Начал работу Конституционный Суд, по новым правилам прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, акимов районов и городов областного значения.
- Мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы: диверсификация и демонополизация экономики, обновление инфраструктуры, поддержка бизнеса, привлечение инвестиций.
- Последовательно решались наболевшие вопросы социальной сферы: началось строительство школ, медицинских объектов, внедрен Социальный кодекс, повышены зарплаты медиков и педагогов, принят закон об отчислениях детям из Нацфонда.
- В течение первого квартала будет сформирована основная повестка страны на 2024 год.
- На расширенном заседании Правительства будут подведены итоги социально-экономического развития и определена тактика дальнейших действий в этом направлении.
- Весной будет проведено заседание Национального курултая.
- Будет продолжена конструктивная и сбалансированная внешняя политика с учетом национальных интересов государства. Казахстан будет председательствовать в нескольких международных организациях: ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОТГ и др.
- Укреплению общенациональной идентичности будут способствовать чествование выдающихся исторических деятелей нашего народа: 125-летие К.Сатпаева, 100-летие С.Нурмагамбетова и Р.Кошкарбаева.
- В 2024 году исполнится 800 лет с момента образования улуса Джучи. В связи с такой знаковой датой в этом году завершится подготовка многотомника по истории Казахстана.
Январские события
- К трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества.
- Новый курс Президента вызвал серьезное неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое и открытое сопротивление реформам.
- Чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры. По данным следствия, подготовка началась с середины 2021 года.
- Расследование показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер.
- Началось с митингов в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации.
- Далее начались первые столкновения. Это было на руку заговорщикам, которые всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы.
- Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Мирные протесты были превращены в массовые беспорядки. По единой команде были устроены атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, транспортную инфраструктуру и объекты телекоммуникаций.
- В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть.
- Все принимаемые меры контролировались Президентом. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок.
- В условиях хаоса и фактического безвластия в регионах на заседании Совета безопасности было принято решение об обращении к ОДКБ ввести миротворческий контингент на срок, необходимый для обеспечения стабильности и безопасности.
- Обращение было не к России, а к ОДКБ, членом которой является и Казахстан.
- Контингент состоял из представителей всех стран-участниц ОДКБ и сыграл роль сдерживающего фактора. Контингент не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела.
- Общая сумма ущерба от январских событий составила порядка трех миллиардов долларов.
- Рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию преступных действий, приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. Государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония.
О двоевластии
- Попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. Эта ситуация стала одной из причин январского кризиса. Заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема».
- «Уходя – уходи». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества.
- Қаңтар показал необходимость строительства устойчивой и эффективной системы государственных институтов, действующих в соответствии с Основным законом. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее.
Политические реформы
- Политические реформы начались еще в 2019 году. Был образован Национальный совет общественного доверия, внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В 2022 году процесс политической модернизации ускорился.
- Были созданы условия для обеспечения необратимости политических реформ. Для этого в рамках конституционной реформы поставлено несколько заслонов.
- Любые изменения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения воссозданного Конституционного Суда.
- В самой Конституции принципиальные позиции, в т. ч. семилетний срок для Президента утверждены однозначно.
- Расширены полномочия Мажилиса, сформированного по новой избирательной модели.
- Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и будет твердо отстаивать свершившиеся перемены.
- В стране созданы все условия для публичного выражения несогласия с действиями власти. В соответствии с концепцией «слышащего государства» Глава государства требует в обязательном порядке учитывать общественное мнение.
- В Казахстане граждане не преследуются за свои политические взгляды. У нас нет главных признаков политических преследований – цензуры, специальных законов и карательных органов.
- Реформы укрепили систему защиты прав человека: усилена независимость судов, расширены категории дел для суда присяжных.
- В стране работает множество независимых СМИ.
- После введения уведомительного порядка число мирных митингов увеличилось многократно.
- В Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев общества.
Экономическое развитие
- В Послании 2023 года поставлена стратегическая цель – удвоение ВВП к 2029 году. Это вполне достижимая цель. По оценке МВФ итогам 2023 года ВВП составит свыше 259 млрд. долларов, что на 15% больше чем в 2022 году. Прогнозный показатель ВВП на душу населения в прошедшем году составит почти 13 тыс. долларов.
- Макроэкономические показатели не являются первостепенными, самое главное – это реальное благополучие граждан.
- Прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой.
Первое направление – решение точечных задач для стимулирования странового развития:
- Реализация крупных промышленных проектов. Правительству поручено определить перечень возможных проектов и подготовить План инфраструктурного развития.
- Привлечение инвестиций. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Указом Президента создан Инвестиционный штаб
Второе направление — принятие мер по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики.
- Разработка нового Налогового кодекса, который должен перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода.
- Необходимо кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость и актуальность использования. Для этого нужен новый Бюджетный кодекс.
- Особое внимание будет уделено повышению эффективности квазигосударственного сектора.
- Для защиты прав заемщиков разработаны поправки в законодательство о кредитовании, которые еще больше ужесточат требования к микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам и банкам.
О Правительстве
- Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств.
- Инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и воля для выполнения поставленных задач.
- Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия – оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый.
Модернизация ЖКХ и атомная энергетика
- Плачевное состояние ТЭЦ и ЖКХ – результат многолетнего бездействия. Текущие проблемы в этой отрасли возникли не за один день, а накапливалась годами.
- Глубокая модернизация инженерной инфраструктуры по всей стране – это очень масштабная и сложная задача, но она постепенно решается.
- Чистая атомная энергия очень важна для Казахстана. Это принципиальный вопрос для будущего нашей экономики. Казахстан занимает первое место в мире по добыче урана, у нас имеется свое производство компонентов ядерного топлива.
- Среди граждан есть те, кто критически относится к идее строительства АЭС. Понимая значимость вопроса, Президент предложил вынести вопрос строительства АЭС на всенародный референдум.
- Впереди нас ждут широкие общественные слушания. Граждане должны рассмотреть и обсудить все аргументы экспертов «за» и «против» для того, чтобы в ходе свободного волеизъявления принять взвешенное, продуманное решение. Это будет решение народа.
Внешняя политика
- Проводя сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, Казахстан защищает национальные интересы и решает стоящие перед нами стратегические задачи.
- Наши приоритеты неизменны – это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста.
- В текущих сложных геополитических условиях для Казахстана важно развивать взаимовыгодное и прагматичное сотрудничество со всеми нашими зарубежными партнерами и, прежде всего, соседями.
- Центральная Азия – это динамично развивающийся регион с собственным видением геополитических реалий, широкими возможностями в торговле, инвестициях, бизнесе, инновациях. Именно поэтому в мире существенно возрастает интерес к ЦА, повышается востребованность диалоговой площадки «С5+».
- Россия является основным стратегическим партнером и союзником Казахстана.
- За 30 лет выстроена внушительная архитектура межгосударственных отношений. Механизмы двустороннего сотрудничества действуют практически во всех сферах.
- Интенсивно развивается политический диалог на высшем уровне. Одним из ключевых событий двусторонней повестки прошлого года стал официальный визит Президента России в Казахстан.
- Россия является одним из основных торгово-экономических партеров Казахстана. Товарооборот за 10 месяцев 2023 года составил 21.4 млрд. долларов
- Особое внимание уделяется расширению культурно-гуманитарных связей и научно-образовательных контактов
- Нужно понимать, что Россия играет важную роль в мировой политике и является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
- Отношения с Китаем активно развиваются в духе дружбы, добрососедства, вечного стратегического партнерства.
- Запущено новое «золотое тридцатилетие» сотрудничества. В ходе двух последних визитов К.Токаева в КНР достигнуты важные договоренности и намечены конкретные пути их реализации. Казахстанско-китайские отношения можно с уверенностью назвать образцовыми.
- Товарооборот демонстрирует беспрецедентный рост – за 10 месяцев 2023 года он составил 24,3 млрд. долларов.
- Казахстан твердо поддерживает китайский мегапроект «Один пояс, один путь».
- Большое значение имеет вступление безвизового режима между Казахстаном и Китаем.
- В отношении Китая у нас не должно быть страхов, привнесенных извне или основанных на представлениях давно минувших дней. Сейчас Китай – это в высшей степени развитое государство, в том числе в сфере высоких технологий. Казахстану важно сотрудничать с нашим восточным соседом и использовать все преимущества дружественных отношений.
Духовное развитие
- Мы не должны терять из виду наши стратегические национальные ориентиры. Нам нельзя скатываться в архаику, предаваясь пустопорожним дискуссиям о былом величии или обидах.
- Гораздо важнее не то, кем мы были, а то, кем являемся и, самое главное, кем будем. Мы должны быть едины в понимании не только того, какой сложный путь мы прошли, но и того, к чему мы стремимся. Нам нужно жить не воспоминаниями о прошлом, а устремлениями в будущее, делом доказывать величие нашей нации.
- Следует избавляться от подражательства в культуре, ложного патриотизма и безудержного бахвальства.
- В нашем обществе должен укорениться культ труда и продуктивного творчества, торжествовать сила знаний и креативного мышления, главенствовать принцип прагматизма и реалистичного отношения к жизни.
- Как прогрессивная нация, мы должны смотреть только вперед, думать над тем, что нас объединяет, а не разъединяет. Во главу угла нужно поставить общенациональные ценности: единство, солидарность, трудолюбие, культ знаний, профессионализм, взаимная поддержка, предприимчивость, инициативность, честность, скромность, бережливость.
- Не нужно забывать, что у нас есть собственный Новый год – Наурыз. Наурыз олицетворяет начало нового жизненного цикла природы, символизирует обновление, и праздновать его нужно тоже по-новому: содержательно, креативно, с внедрением новых отличительных элементов.
Закон и порядок
- Принимаются системные меры по профилактике и пресечению преступлений в отношении женщин и детей.
- Введена специализация женщин-следователей по расследованию преступлений в отношении женщин и детей.
- Полиция перешла с заявительного на выявительный характер регистрации семейно-бытовых правонарушений.
- Группой депутатов Мажилиса готовится законопроект, предусматривающий новые меры по противодействию семейно-бытовому насилию.
- Президент выступает за укрепление принципа «Закон и Порядок». Следует решительно и единодушно выступить против беззакония и жестокости. Мы, как общество, должны отторгать любое нарушение норм и правил, любое неуважение к общечеловеческим ценностям.
Кадровая политика
- Принципиально важно, чтобы госслужащие были не просто профессионалами, но и проявляли инициативу и личным примером показывали необратимость перемен.
- Важна не личная преданность подчиненных, сколько их приверженность идее построения Справедливого Казахстана.
- Главным требованием к чиновникам и руководителям всех уровней является их способность слушать и слышать чаяния людей, своевременно и результативно реагировать на них, принимать правильные решения. Они должны следовать принципу «не человек для государства, а государство для человека».
- Приняты комплексные меры, открывшие дорогу молодежи в исполнительную и законодательную власть. Новая генерация профессионалов имеет шанс проявить себя. Эта политика будет продолжена.