Тезисы интервью Президента 3 января 2024 года «Итоги 2023 года и планы на 2024-й»

  1. В 2023 году Казахстан подошел к завершению основных политических реформ.  Начал работу Конституционный Суд, по новым правилам прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, акимов районов и городов областного значения.
  2. Мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы: диверсификация и демонополизация экономики, обновление инфраструктуры, поддержка бизнеса, привлечение инвестиций.
  3. Последовательно решались наболевшие вопросы социальной сферы: началось строительство школ, медицинских объектов, внедрен Социальный кодекс, повышены зарплаты медиков и педагогов, принят закон об отчислениях детям из Нацфонда.
  4. В течение первого квартала будет сформирована основная повестка страны на 2024 год.
  5. На расширенном заседании Правительства будут подведены итоги социально-экономического развития и определена тактика дальнейших действий в этом направлении.
  6. Весной будет проведено заседание Национального курултая.
  7. Будет продолжена конструктивная и сбалансированная внешняя политика с учетом национальных интересов государства. Казахстан будет председательствовать в нескольких международных организациях: ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОТГ и др.
  8. Укреплению общенациональной идентичности будут способствовать чествование выдающихся исторических деятелей нашего народа: 125-летие К.Сатпаева, 100-летие С.Нурмагамбетова и Р.Кошкарбаева.
  9. В 2024 году исполнится 800 лет с момента образования улуса Джучи. В связи с такой знаковой датой в этом году завершится подготовка многотомника по истории Казахстана.

Январские события

  1. К трагическим январским событиям привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества. 
  2. Новый курс Президента вызвал серьезное неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое и открытое сопротивление реформам.
  3. Чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры. По данным следствия, подготовка началась с середины 2021 года.
  4. Расследование показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер.
  5. Началось с митингов в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации.       
  6. Далее начались первые столкновения. Это было на руку заговорщикам, которые всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы.
  7. Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Мирные протесты были превращены в массовые беспорядки. По единой команде были устроены атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, транспортную инфраструктуру и объекты телекоммуникаций.
  8. В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть.
  9. Все принимаемые меры контролировались Президентом. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок.
  10. В условиях хаоса и фактического безвластия в регионах на заседании Совета безопасности было принято решение об обращении к ОДКБ ввести миротворческий контингент на срок, необходимый для обеспечения стабильности и безопасности.
  11. Обращение было не к России, а к ОДКБ, членом которой является и Казахстан.
  12. Контингент состоял из представителей всех стран-участниц ОДКБ и сыграл роль сдерживающего фактора. Контингент не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела.
  13. Общая сумма ущерба от январских событий составила порядка трех миллиардов долларов.
  14. Рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию преступных действий, приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. Государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония.

О двоевластии

  1. Попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. Эта ситуация стала одной из причин январского кризиса. Заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема».
  2. «Уходя – уходи». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества.
  3. Қаңтар показал необходимость строительства устойчивой и эффективной системы государственных институтов, действующих в соответствии с Основным законом. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее.

Политические реформы

  1. Политические реформы начались еще в 2019 году. Был образован Национальный совет общественного доверия, внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В 2022 году процесс политической модернизации ускорился.
  2. Были созданы условия для обеспечения необратимости политических реформ. Для этого в рамках конституционной реформы поставлено несколько заслонов.
  3. Любые изменения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения воссозданного Конституционного Суда.
  4. В самой Конституции принципиальные позиции, в т. ч. семилетний срок для Президента утверждены однозначно.
  5. Расширены полномочия Мажилиса, сформированного по новой избирательной модели.
  6. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и будет твердо отстаивать свершившиеся перемены.
  7. В стране созданы все условия для публичного выражения несогласия с действиями власти. В соответствии с концепцией «слышащего государства» Глава государства требует в обязательном порядке учитывать общественное мнение.
  8. В Казахстане граждане не преследуются за свои политические взгляды. У нас нет главных признаков политических преследований – цензуры, специальных законов и карательных органов.
  9. Реформы укрепили систему защиты прав человека: усилена независимость судов, расширены категории дел для суда присяжных.
  10. В стране работает множество независимых СМИ.
  11.  После введения уведомительного порядка число мирных митингов увеличилось многократно.
  12. В Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев общества.

Экономическое развитие

  1. В Послании 2023 года поставлена стратегическая цель – удвоение ВВП к 2029 году.  Это вполне достижимая цель.  По оценке МВФ итогам 2023 года ВВП составит свыше 259 млрд. долларов, что на 15% больше чем в 2022 году. Прогнозный показатель ВВП на душу населения в прошедшем году составит почти 13 тыс. долларов.
  2. Макроэкономические показатели не являются первостепенными, самое главное – это реальное благополучие граждан.
  3. Прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой.

    Первое направление – решение точечных задач для стимулирования странового развития:

  • Реализация крупных промышленных проектов. Правительству поручено определить перечень возможных проектов и подготовить План инфраструктурного развития.
  • Привлечение инвестиций. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста. Указом Президента создан Инвестиционный штаб

    Второе направление — принятие мер по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики.

  • Разработка нового Налогового кодекса, который должен перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода.
  • Необходимо кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость и актуальность использования.  Для этого нужен новый Бюджетный кодекс.
  • Особое внимание будет уделено повышению эффективности квазигосударственного сектора.
  • Для защиты прав заемщиков разработаны поправки в законодательство о кредитовании, которые еще больше ужесточат требования к микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам и банкам.

О Правительстве

  1. Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств.
  2. Инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и воля для выполнения поставленных задач.
  3. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия – оно их получило. Но надо понимать, что и спрос теперь будет особый.

Модернизация ЖКХ и атомная энергетика

  1. Плачевное состояние ТЭЦ и ЖКХ – результат многолетнего бездействия. Текущие проблемы в этой отрасли возникли не за один день, а накапливалась годами.
  2. Глубокая модернизация инженерной инфраструктуры по всей стране – это очень масштабная и сложная задача, но она постепенно решается.
  3. Чистая атомная энергия очень важна для Казахстана. Это принципиальный вопрос для будущего нашей экономики. Казахстан занимает первое место в мире по добыче урана, у нас имеется свое производство компонентов ядерного топлива.
  4. Среди граждан есть те, кто критически относится к идее строительства АЭС. Понимая значимость вопроса, Президент предложил вынести вопрос строительства АЭС на всенародный референдум.
  5. Впереди нас ждут широкие общественные слушания. Граждане должны рассмотреть и обсудить все аргументы экспертов «за» и «против» для того, чтобы в ходе свободного волеизъявления принять взвешенное, продуманное решение. Это будет решение народа.

Внешняя политика

  1. Проводя сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, Казахстан защищает национальные интересы и решает стоящие перед нами стратегические задачи.
  2. Наши приоритеты неизменны – это обеспечение незыблемости суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание благоприятных внешних условий для устойчивого экономического роста.
  3.  В текущих сложных геополитических условиях для Казахстана важно развивать взаимовыгодное и прагматичное сотрудничество со всеми нашими зарубежными партнерами и, прежде всего, соседями.
  4. Центральная Азия – это динамично развивающийся регион с собственным видением геополитических реалий, широкими возможностями в торговле, инвестициях, бизнесе, инновациях. Именно поэтому в мире существенно возрастает интерес к ЦА, повышается востребованность диалоговой площадки «С5+».
  5. Россия является основным стратегическим партнером и союзником Казахстана.
  6. За 30 лет выстроена внушительная архитектура межгосударственных отношений. Механизмы двустороннего сотрудничества действуют практически во всех сферах.
  7. Интенсивно развивается политический диалог на высшем уровне. Одним из ключевых событий двусторонней повестки прошлого года стал официальный визит Президента России в Казахстан.
  8. Россия является одним из основных торгово-экономических партеров Казахстана. Товарооборот за 10 месяцев 2023 года составил 21.4 млрд. долларов
  9. Особое внимание уделяется расширению культурно-гуманитарных связей и научно-образовательных контактов
  10. Нужно понимать, что Россия играет важную роль в мировой политике и является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
  11. Отношения с Китаем активно развиваются в духе дружбы, добрососедства, вечного стратегического партнерства.
  12.  Запущено новое «золотое тридцатилетие» сотрудничества. В ходе двух последних визитов К.Токаева в КНР достигнуты важные договоренности и намечены конкретные пути их реализации. Казахстанско-китайские отношения можно с уверенностью назвать образцовыми.
  13. Товарооборот демонстрирует беспрецедентный рост – за 10 месяцев 2023 года он составил 24,3 млрд. долларов.
  14. Казахстан твердо поддерживает китайский мегапроект «Один пояс, один путь».
  15. Большое значение имеет вступление безвизового режима между Казахстаном и Китаем.
  16. В отношении Китая у нас не должно быть страхов, привнесенных извне или основанных на представлениях давно минувших дней. Сейчас Китай – это в высшей степени развитое государство, в том числе в сфере высоких технологий. Казахстану важно сотрудничать с нашим восточным соседом и использовать все преимущества дружественных отношений.

Духовное развитие

  1. Мы не должны терять из виду наши стратегические национальные ориентиры. Нам нельзя скатываться в архаику, предаваясь пустопорожним дискуссиям о былом величии или обидах.
  2. Гораздо важнее не то, кем мы были, а то, кем являемся и, самое главное, кем будем. Мы должны быть едины в понимании не только того, какой сложный путь мы прошли, но и того, к чему мы стремимся. Нам нужно жить не воспоминаниями о прошлом, а устремлениями в будущее, делом доказывать величие нашей нации.
  3. Следует избавляться от подражательства в культуре, ложного патриотизма и безудержного бахвальства.
  4. В нашем обществе должен укорениться культ труда и продуктивного творчества, торжествовать сила знаний и креативного мышления, главенствовать принцип прагматизма и реалистичного отношения к жизни.
  5. Как прогрессивная нация, мы должны смотреть только вперед, думать над тем, что нас объединяет, а не разъединяет. Во главу угла нужно поставить общенациональные ценности: единство, солидарность, трудолюбие, культ знаний, профессионализм, взаимная поддержка, предприимчивость, инициативность, честность, скромность, бережливость.
  6. Не нужно забывать, что у нас есть собственный Новый год – Наурыз. Наурыз олицетворяет начало нового жизненного цикла природы, символизирует обновление, и праздновать его нужно тоже по-новому: содержательно, креативно, с внедрением новых отличительных элементов.

Закон и порядок

  1. Принимаются системные меры по профилактике и пресечению преступлений в отношении женщин и детей.
  2. Введена специализация женщин-следователей по расследованию преступлений в отношении женщин и детей.
  3. Полиция перешла с заявительного на выявительный характер регистрации семейно-бытовых правонарушений.
  4. Группой депутатов Мажилиса готовится законопроект, предусматривающий новые меры по противодействию семейно-бытовому насилию.
  5.  Президент выступает за укрепление принципа «Закон и Порядок». Следует решительно и единодушно выступить против беззакония и жестокости. Мы, как общество, должны отторгать любое нарушение норм и правил, любое неуважение к общечеловеческим ценностям.

Кадровая политика

  1. Принципиально важно, чтобы госслужащие были не просто профессионалами, но и проявляли инициативу и личным примером показывали необратимость перемен.
  2. Важна не личная преданность подчиненных, сколько их приверженность идее построения Справедливого Казахстана.
  3. Главным требованием к чиновникам и руководителям всех уровней является их способность слушать и слышать чаяния людей, своевременно и результативно реагировать на них, принимать правильные решения. Они должны следовать принципу «не человек для государства, а государство для человека».
  4. Приняты комплексные меры, открывшие дорогу молодежи в исполнительную и законодательную власть. Новая генерация профессионалов имеет шанс проявить себя. Эта политика будет продолжена.